АРТЕЛЬНОЕ РЕМЕСЛО - ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ И ИСЧЕЗНОВЕНИЯ Давайте по порядку. Слово РЕМЕСЛО по одной из версий происходит от древнеславянского РЕМЬСТВО - обращаемся к буквице и получаем в итоге такой образ: РЕ - повторение М - мысли, мудрости Ь - богом данной СТВО - через канал (ствол-позвоночник) соединяющий человека с духовным миром (тонким миром вселенной). Так как в изначалье жили Родо-Племенным строем - то в одном селе, где жили потомки одного Рода, оттачивались навыки определённого ремесла, передаваемого из поколения в поколение. При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом плотники, в третьем портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке натуральным образом или через деньги, которые ходили только одно лето. В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Русская Артель была призвана на основе взаимопомощи и взаимовыручки решать практически любые хозяйственные и производственные задачи. В Артели человеку труда было везде и всегда ТРУДИТЬСЯ ВЫГОДНЕЕ, чем работнику РАБОТАТЬ в батраках или наемниках... Современный историк Александр Елисеев справедливо отмечает: «Артель представляла собой высокоэффективную хозяйственную организацию, члены которой всегда получали значительный материальный стимул к хорошей работе – великолепные заработки. Они во много раз превышали заработки наемных рабочих – и государственных, и «частных». Причины этого слишком понятны, чтобы нуждаться в подробных пояснениях. Раз производительной артели принадлежат весь труд и капитал, влагаемые в предприятие, она получает и все доходы, добываемые путем совместной деятельности». Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение. Советской власти в наследство от самодержавия достался народный уклад с традиционными крестьянскими общинами, но этот уклад окончательно был разрушен в начале 30-х годов в ходе раскрестьянивания русской деревни. Что же касается артелей, то в начале XX века эта форма наоборот окрепла. Большевики, увидев бесперспективность силового решения вопроса о национализации кооперативов, поначалу пошли на союз с артелями. При советской власти первые предприятия народных художественных промыслов были организованы в 1917—1919 годах на базе артелей, возникших ещё в дореволюционный период. В течение нескольких десятилетий художественные народные промыслы находились в системе промысловой кооперации и сохраняли свою первородную структуру. На момент смерти Иосифа Сталина в СССР было 114 000 (сто четырнадцать тысяч!) мастерских и предприятий самых разных направлений — от пищепрома до металлообработки и от ювелирного дела до химической промышленности. На них работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР, причём артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более 35% всего трикотажа, почти 100% детских игрушек. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института. Между прочим первые советские ламповые приемники (1930 г.), первые в СССР радиолы (1935 г.), первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой (1939 г.) выпустила ленинградская артель «Прогресс-Радио»... Помимо этого в сталинский период в стране трудились десятки тысячи промкооперативов, сотни тысяч кустарей. Все производственные артели и кустари относились не к государственной, а к так называемой «местной промышленности». Если в брежневские времена, например, в некоем городке не хватало конфет, то, чтобы удовлетворить спрос, нужно было вносить изменения в пятилетние планы. В Сталинском Советском Союзе вопрос решался мгновенно, на местном уровне. Через месяц город бы заполнили торговцы, изготавливающие конфеты кустарным способом, а через два месяца к ним присоединились бы производственные артели. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья. Такое положение дел продолжалось до 1956 года, когда АРТЕЛЬщина была официально запрещена и в течение нескольких лет разогнана по указанию агента МИ-6 Хрущёва, который «волевым решением» ликвидировал этот мощный сектор народного хозяйства вместе с приусадебными участками (которые, кстати, при Сталине были до 1 гектара на одного человека). В 1960 году Хрущёв постановил полностью передать государству («красным директорам») все артельные предприятия... НИЧТО НЕ НАПОМИНАЕТ ВАМ? Исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причём им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукции. Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Причём отбиралась материальная, трудовая собственность артелей, созданная и накопленная не финансовыми спекуляциями, собственность в виде станков, машин и помещений, которые зачастую собственноручно строились самими артельщиками. ПОСЛЕСЛОВИЕ: АРТЕЛЬ прививает принципиально иную этику, чем обычные частные предприятия, подрывается эксплуатация трудящихся. Работники, выступающие одновременно собственниками и выгодоприобретателями предприятия — отличная база для среднего класса, только не паразитического, а трудового. Предоставив АРТЕЛЯМ свободно развиваться Сталин по сути сформировал и вырастил эффективно работающую систему предпринимательства — честного, производственного, а не спекулятивно-ростовщического. И надежно защитил её, как от злоупотреблений и коррупции чиновников, так и от ростовщического частного капитала.

Теги других блогов: история ремесло артели